Почему ребенок хочет спать, но не может уснуть и плачет? Что делать?

Что делать если ребе­нок хочет спать, но не может уснуть? Сове­ты, кото­рые помо­гут заснуть

Содержимое статьи:

Сон и его нормативы

Сон — очень важ­ный, физио­ло­ги­че­ский про­цесс. Ведь имен­но во сне дети рас­тут. Объ­яс­нить это мож­но тем, что во вре­мя сна в орга­низ­ме выра­ба­ты­ва­ет­ся гор­мон роста — сома­то­тро­пин. Пик его выра­бот­ки при­хо­дит­ся при­мер­но с полу­но­чи и до 3–4 часов утра. Поэто­му нема­ло­важ­ным для пра­виль­но­го раз­ви­тия и роста явля­ет­ся соблю­де­ние режи­ма дня, что при­не­сет поль­зу не толь­ко ребен­ку, но и отдых роди­те­лям. Одна­ко, чем стар­ше он ста­но­вит­ся, тем мень­ше вре­ме­ни для сна ему необ­хо­ди­мо. Ребен­ку в воз­расте от 2 до 4 лет доста­точ­но 16 часов сна, в пяти­лет­нем воз­расте — 13 часов, в воз­расте 6–7 лет око­ло 12 часов, а под­рост­кам доста­точ­но 9 часов сна.

Суще­ству­ет огром­ное коли­че­ство спо­со­бов, как быст­ро уло­жить ребен­ка спать. Важ­ную роль для под­бо­ра мето­да, под­хо­дя­ще­го имен­но для ваше­го малы­ша, игра­ет его возраст.

Усло­вия для луч­ше­го засы­па­ния ребеночка

Решить про­бле­му пло­хо­го засы­па­ния сво­е­го чада роди­те­ли могут за счет созда­ния ком­форт­ных усло­вий для отды­ха в тем­ную пору суток. К ним отно­сит­ся следующее:

  1. Соблю­де­ние ком­форт­но­го мик­ро­кли­ма­та в дет­ской. Обес­пе­че­ние под­хо­дя­ще­го тем­пе­ра­тур­но­го режи­ма (18–20 гра­ду­сов по Цель­сию), увлаж­нен­но­сти и чисто­ты воз­ду­ха. Обя­за­тель­ное про­вет­ри­ва­ние поме­ще­ния в вечер­ние часы. Когда жар­ко и душ­но дет­кам пло­хо спит­ся, их муча­ет жажда.
  2. Еже­днев­ная влаж­ная уборка.
  3. Вечер­ний при­ем пищи, вклю­ча­ю­щей в себя полез­ные про­дук­ты вро­де каш, фрук­тов, кис­ло­мо­лоч­ной про­дук­ции, нежир­ных сор­тов мяса в малом коли­че­стве. От слад­ко­го на ночь луч­ше отказаться.
  4. Обес­пе­че­ние дви­га­тель­ной актив­но­сти ребен­ка в днев­ные часы. Если он не рас­тра­тит запас энер­гии в тече­ние свет­лой поры суток, ему гро­зит пло­хое засы­па­ние и частые про­буж­де­ния в ночи.
  5. Вечер­нее купа­ние с добав­ле­ни­ем тра­вя­ных отва­ров или эфир­ных масел с успо­ка­и­ва­ю­щим действием.
  6. Теп­лая пижа­ма и чистый под­гуз­ник нака­нуне отхо­да ко сну.

Дитя нуж­да­ет­ся в сон­ном ритуа­ле, совер­ша­е­мом еже­ве­черне. Это одна и та же после­до­ва­тель­ность дей­ствий, выпол­ня­е­мых роди­те­ля­ми в вечер­нее вре­мя. Она созда­ет у ребе­ноч­ка поло­жи­тель­ные сон­ные ассоциации.

За пол­ча­си­ка до сна мама и папа при­сту­па­ют к выпол­не­нию риту­а­ла, не отсту­пая от заве­ден­но­го поряд­ка. Он может вклю­чать в себя следующее:

  • вечер­нюю про­гул­ку перед сном;
  • при­ем пищи;
  • купа­ние;
  • чте­ние сказок;
  • убав­ле­ние све­та в детской.

Роди­те­ли могут вно­сить кор­рек­ти­вы в этот спи­сок. Заклю­чи­тель­ная часть сон­но­го риту­а­ла долж­на про­хо­дить в дет­ской, где ребе­но­чек спит. Недо­пу­сти­мо воз­ник­но­ве­ние пло­хих сон­ных ассо­ци­а­ций у малы­ша. Если при укла­ды­ва­нии его в кро­вать роди­те­ли кри­чат и руга­ют за непо­слу­ша­ние, ребе­но­чек свя­жет ноч­ной отдых с чем-то нехо­ро­шим. Это чре­ва­то вечер­ни­ми сле­за­ми и исте­ри­ка­ми перед отхо­дом малы­ша ко сну.

Воз­мож­ные причины

Ино­гда роди­те­ли заме­ча­ют, что малыш хочет спать, но не может уснуть. Чаще все­го при­чи­ной тому высту­па­ют сле­ду­ю­щие факторы:

  • Неже­ла­ние ухо­дить от инте­рес­но­го обще­ства, напри­мер, малыш не хочет поки­дать роди­те­лей, кото­рые с ним весе­ло игра­ют или при­е­хав­шую в гости бабулю;
  • Кара­пуз засы­па­ет на ходу, но в кро­ват­ку не идет, когда зани­ма­ет­ся инте­рес­ным делом, напри­мер, игра­ет новы­ми игруш­ка­ми или смот­рит мультик;
  • Малыш боит­ся ложить­ся спать — не исклю­че­но, что у него появил­ся страх тем­но­ты или ста­ли мучить ноч­ные кошмары;
  • Появи­лись про­бле­мы со здо­ро­вьем, напри­мер, у него болит живо­тик или режут­ся зубки.

Давай­те рас­смот­рим, какие еще при­чи­ны могут мешать нор­маль­но­му засы­па­нию ребенка.

  • Дис­ком­форт, вызван­ный неудоб­ный одеж­дой, постелью.
  • Неком­форт­ная тем­пе­ра­ту­ра или влаж­но­стью в помещении.
  • Состо­я­ние голо­да или жажды.
  • Пере­жи­тый стресс. Малыш может быть силь­но испу­ган. Воз­мож­но, он нахо­дит­ся в новом месте, к кото­ро­му еще не успел адап­ти­ро­вать­ся или были пере­жи­ты силь­ные впе­чат­ле­ния, кото­рые очень заде­ли его психику.
  • Спо­соб мани­пу­ли­ро­ва­ния мамой и папой. Харак­тер­но для ситу­а­ции, когда малыш при­вык к тому, что его все­гда уго­ва­ри­ва­ют уснуть, а за это еще и поощ­ря­ют. Такой вари­ант чаще встре­ча­ет­ся у деток, кото­рым уже есть два годика.
  • Непра­виль­ный днев­ной рас­по­ря­док или его отсут­ствие. Ситу­а­ция, когда роди­те­ли дают ребен­ку днем спать боль­ше, чем это поло­же­но. Тут важ­но разо­брать­ся с тем, каким дол­жен быть сон днем и ночью, обра­тить вни­ма­ние на то, чтоб пери­о­ды бодр­ство­ва­ния соот­вет­ство­ва­ли воз­раст­ным осо­бен­но­стям карапуза.
  • Нару­ше­ние риту­а­лов сна. Напри­мер, когда ребё­нок при­вык к тому, что его перед сном купа­ют, а тут роди­те­ли силь­но уста­ли и реши­ли не купать его сегодня.
  • Нега­тив­ные ассо­ци­а­ции. Ситу­а­ции, когда роди­те­ли в каче­стве риту­а­ла исполь­зу­ют непра­виль­ные вари­ан­ты, напри­мер, ста­ра­ют­ся накор­мить кара­пу­за с вече­ра, чтоб он про­спал всю ночь. Таки­ми дей­стви­я­ми вызы­ва­ют чув­ство пере­пол­нен­но­го желуд­ка, силь­ный дис­ком­форт, ребе­нок, наобо­рот, не может уснуть.
  • Актив­ные игры перед сном. Малыш не в состо­я­нии после дол­гих игр успо­ко­ить­ся за мину­ту и сра­зу уснуть. В такой ситу­а­ции важ­но, чтоб роди­те­ли при­вык­ли к тому, что вече­ром в прин­ци­пе не долж­но быть актив­но­го вре­мя­про­вож­де­ния. Это пери­од для чте­ния, рисо­ва­ния, обще­ния с малы­шом, но никак не для игр, вклю­ча­ю­щих бег или веселье.
  • Позд­нее укла­ды­ва­ние. Воз­мож­но, Вы заме­ча­ли, что дети, кото­рые ложат­ся спать поз­же поло­жен­но­го вре­ме­ни, дол­го не могут уснуть. Счи­та­ет­ся, что самым опти­маль­ным пери­о­дом для засы­па­ния ребен­ка явля­ет­ся про­ме­жу­ток меж­ду семью часа­ми вече­ра и поло­ви­ной девятого.
  • Нехват­ка забо­ты и вни­ма­ния. Ситу­а­ция, когда мама дела­ет мно­го рабо­ты по дому, сти­ра­ет, гла­дит, обра­ба­ты­ва­ет поверх­ность анти­бак­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми, при этом забы­ва­ет о том, что малы­шу необ­хо­ди­мо мами­но при­сут­ствие, чтоб она мог­ла его обнять, поце­ло­вать, погладить.
  • Преж­де­вре­мен­ный пере­ход в боль­шую кро­вать. Роди­те­ли могут решить, что ребе­нок доста­точ­но взрос­лый для того, чтоб спать в дет­ской кро­ват­ке. Одна­ко, у кара­пу­за при этом могут воз­ник­нуть серьез­ные про­бле­мы, ино­гда и страхи.

Опас­ность недо­сы­па у малышей

У ново­рож­ден­ных нет стро­гих норм бодр­ство­ва­ния, отды­ха. Взрос­лые счи­та­ют, что отсут­ствие пол­но­цен­но­го сна на про­тя­же­нии несколь­ких часов не при­чи­нит вре­да. Науч­но дока­за­но, что регу­ляр­ное не высы­па­ние нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на пси­хи­че­ском здоровье.

Во вре­мя спяч­ки в орга­низ­ме про­ис­хо­дит син­тез гор­мо­на “сомат­ро­пи­на”. Он необ­хо­дим для пол­но­цен­но­го пси­хи­че­ско­го, умствен­но­го, физи­че­ско­го раз­ви­тия мла­ден­ца. Недо­ста­точ­ная про­дол­жи­тель­ность сно­ви­де­ний сопро­вож­да­ет­ся сни­же­ни­ем уров­ня гор­мо­на. Резуль­тат недо­стат­ка сомат­ро­пи­на – задерж­ка пси­хи­че­ско­го, умствен­но­го раз­ви­тия, недо­бор мас­сы тела.

Опас­ность недо­сы­па у школьников

В пери­од бодр­ство­ва­ния нерв­ная систе­ма посто­ян­но напря­же­на. Бес­сон­ни­ца не поз­во­ля­ет пол­но­цен­но отды­хать, сни­мать нерв­ное напря­же­ние, полу­чен­ное в тече­ние дня. Это име­ет пагуб­ные последствия:

  • ответ­ные реак­ции на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли замедляются;
  • при­выч­ные дей­ствия совер­ша­ют­ся инстинк­тив­но, не анализируются;
  • нару­ша­ет­ся память, вни­ма­ние, тяже­ло про­те­ка­ет учеба;
  • ситу­а­ции, тре­бу­ю­щие от ребен­ка реши­тель­ных дей­ствий, само­сто­я­тель­ных реше­ний, пуга­ют, вызы­ва­ют оцепенение;
  • дли­тель­ное недо­сы­па­ние вызы­ва­ет нарас­та­ние рас­строй­ства нерв­ной систе­мы. Нару­ше­ние про­яв­ля­ет­ся в изме­не­нии пове­де­ния, плак­си­во­сти, раздражительности;
  • бес­сон­ни­ца вызы­ва­ет пло­хое общее само­чув­ствие: голо­во­кру­же­ния, голов­ные боли, отсут­ствие аппе­ти­та, слабость.

Нару­ше­ние био­рит­ма, нехват­ка отды­ха вызы­ва­ют рас­строй­ства цен­траль­ной нерв­ной систе­мы. Неред­ко отме­ча­ет­ся раз­ви­тие сома­ти­че­ских забо­ле­ва­ний. Напри­мер, раз­ви­ва­ет­ся пара­со­мния – рез­кое про­буж­де­ние вре­мя ноч­ных сно­ви­де­ний. Зада­ча роди­те­лей – нор­ма­ли­зо­вать режим, вос­ста­но­вить отдых.

Отказ от сна детей до 3‑х месяцев

У детей до 3‑х меся­цев это обу­слов­ле­но физио­ло­ги­че­ски­ми при­чи­на­ми. Поме­хой спо­кой­но­му сну может быть холод или, наобо­рот, пере­грев, чув­ство голо­да. Частой про­бле­мой это­го воз­рас­та явля­ют­ся кишеч­ные коли­ки, изба­вить малы­ша от них помо­гут реко­мен­да­ции педиатров.

Если про­бле­ма с засы­па­ни­ем посто­ян­на, чаще все­го это след­ствие нару­ше­ния режи­ма. От рож­де­ния до 3‑х меся­цев малыш дол­жен спать 3–4 раза в день и 1 раз ночью. Если режим сби­ва­ет­ся, это стрес­со­вая ситу­а­ция, выде­ля­ют­ся и накап­ли­ва­ют­ся гор­мо­ны стрес­са, и ребё­нок не может спать. Реко­мен­да­ция оче­вид­на: нала­дить режим бодр­ство­ва­ния и сна.

Отказ от сна детей от 3‑х до 6‑ти месяцев

В этом воз­расте у детей начи­на­ют про­ре­зы­вать­ся зубы. Зуд и рас­пух­шие дёс­ны силь­но бес­по­ко­ят ребён­ка и не дают ему спать. Суще­ству­ют спо­со­бы облег­чить состо­я­ние малы­ша, с ними роди­те­лей дол­жен озна­ко­мить педиатр.

Поми­мо физио­ло­ги­че­ских при­чин, у детей 3‑х – 6‑ти меся­цев уже могут про­яв­лять­ся стра­хи, обу­слов­лен­ные изме­не­ни­ем при­выч­ной обстановки.

Если ребё­нок при­вык засы­пать в коляс­ке, в дви­же­нии, он может боять­ся кро­ват­ки, при­вык­нув спать в при­сут­ствии мате­ри – боять­ся остать­ся одно­му и т.д. Роди­те­лям сле­ду­ет озна­ко­мить­ся с воз­раст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ребён­ка, посе­щать кур­сы моло­дых мам (пап), обра­щать­ся за сове­том к специалистам.

Отказ от сна детей от полу­го­да до года

Ребё­нок 6‑ти – 12-ти меся­цев дол­жен спать не менее 15 часов в сут­ки. Если эта нор­ма не выдер­жи­ва­ет­ся, накап­ли­ва­ет­ся недо­сы­па­ние и, как след­ствие, пере­утом­ле­ние. Это состо­я­ние накла­ды­ва­ет­ся на про­бле­му про­ре­зы­ва­ния зубов, и ребё­нок ста­но­вит­ся каприз­ным и нервным.

Роди­те­лям нуж­но при­ло­жить уси­лия, что­бы обес­пе­чить малы­шу сон в необ­хо­ди­мом коли­че­стве. Реко­мен­да­ция: укла­ды­вать ребён­ка не поз­же 20.00, так как в это вре­мя выра­ба­ты­ва­ет­ся гор­мон сна – мела­то­нин, и засы­па­ние насту­пит легче.

Отказ от сна детей от года да 3‑х лет

Суточ­ная нор­ма сна для детей стар­ше года – 13 часов, вклю­чая два днев­ных сна. Доста­точ­но один раз нару­шить этот режим – и засы­па­ние ста­нет про­блем­ным. В дан­ном воз­расте всту­па­ют в дей­ствие типич­ные при­чи­ны, по кото­рым ребё­нок не может уснуть: пере­воз­буж­де­ние, новые яркие эмо­ции, сме­на обста­нов­ки и другие.

Для засы­па­ния и спо­кой­но­го сна ребён­ка нуж­ны опре­де­лён­ные условия:

  • пра­виль­но орга­ни­зо­ван­ный режим (допу­сти­мые откло­не­ния – не более 30 мин.);
  • опти­маль­ное вре­мя засы­па­ния (не поз­же 20.00);
  • созда­ние соот­вет­ству­ю­щей обстановки.

Если упу­стить момент готов­но­сти ребён­ка заснуть, сле­ду­ю­щим эта­пом будет чрез­мер­ная актив­ность, каприз­ность. В этом слу­чае уло­жить его будет слож­но, и сон ребён­ка будет тре­вож­ным, фраг­мен­тар­ным, он может пла­кать во сне, про­сы­пать­ся и затем не спать дол­гое время.

Отказ от сна детей стар­ше 3‑х лет

При­чи­ны, по кото­рым воз­ни­ка­ет про­бле­ма с засы­па­ни­ем ребён­ка от 3‑х лет и их устранение:

  • корот­кое вре­мя бодр­ство­ва­ния после днев­но­го сна – в виде исклю­че­ния уло­жить немно­го позже;
  • слож­ность пере­хо­да от актив­ных дей­ствий ко сну – зара­нее пере­клю­чить ребён­ка на спо­кой­ные занятия;
  • внеш­ний раз­дра­жи­тель – устра­нить или умень­шить воздействие;
  • внут­рен­ний раз­дра­жи­тель: стра­хи, эмо­ции – пого­во­рить с ребён­ком, успокоить;
  • непри­выч­ная обста­нов­ка – поста­рать­ся соблю­сти риту­ал засы­па­ния, хотя бы частично;
  • пере­воз­буж­де­ние – купа­ние или умы­ва­ние, рас­слаб­ля­ю­щий мас­саж, спо­кой­ная моно­тон­ная речь.

11 сове­тов от кон­суль­тан­та по сну

Вовре­мя укладывайте

Нор­маль­ное вре­мя для отхо­да ко сну для малы­ша — от 18.30 до 19.30. Начи­ная с 6 недель у мла­ден­цев к вече­ру начи­на­ет выра­ба­ты­вать­ся боль­шее коли­че­ство гор­мо­на сна — мела­то­ни­на, с его помо­щью нам про­ще уснуть. С его же помо­щью удли­ня­ют­ся фазы глу­бо­ко­го сна, кото­ро­го у мла­ден­цев очень мало. Это очень важ­ная фаза сна, в том чис­ле она спо­соб­ству­ет выра­бот­ке гор­мо­на роста, рабо­те в осо­бом режи­ме наше­го пище­во­го трак­та, пече­ни и дру­гих внут­рен­них органов.

Спон­сор сай­та: агент­ство семан­ти­ки Семен Ядрен. Услу­ги по сбо­ру семан­ти­че­ско­го ядра под ваш биз­нес и зада­чи. Толь­ко целе­вые клю­че­вые сло­ва для SEO и кон­текст­ной рекла­мы. Опыт: соста­ви­ли 7500 семан­ти­че­ских ядер для seo про­дви­же­ния и кон­текст­ной рекла­мы. Обращайтесь! 

Этот глу­бо­кий сон про­ис­хо­дит как раз в первую поло­ви­ну ночи (при­мер­но с 19 до часу ночи). Пра­виль­но после­до­ва­тель­но укла­ды­вай­те мла­ден­ца имен­но в это вре­мя, вско­ре пат­терн его сна изменится. 

Забудь­те про гиб­кий режим

Режим — это ритм дня, кото­рый для мла­ден­ца крайне важен, начи­ная с 3–4 меся­цев. Это воз­раст, когда ребе­нок начи­на­ет поти­хонь­ку ори­ен­ти­ро­вать­ся, и все внеш­ние раз­дра­жи­те­ли пре­вра­ща­ют­ся для него из сплош­но­го пото­ка в отдель­ные кус­ки инфор­ма­ции. Этих раз­дра­жи­те­лей мно­го, мир перед ребен­ком огром­ный, непо­нят­ный, а в режи­ме он нахо­дит цепоч­ки, после­до­ва­тель­ность собы­тий. Вот он спит, потом про­сы­па­ет­ся, ест, актив­ни­ча­ет, гуля­ет, потом ему меня­ют пам­перс, гото­вят ко сну, закры­ва­ют зана­вес­ки, и тут он сно­ва спит. Ему спо­кой­но, ком­форт­но, он при­мер­но пони­ма­ет, чего ждать. Есть рути­на, кото­рая успо­ка­и­ва­ет, не слиш­ком мно­го сюр­при­зов. Дети – страш­ные кон­сер­ва­то­ры, они не любят ниче­го ново­го, они быст­ро при­вы­ка­ют к опре­де­лен­ным поряд­кам и не хотят ниче­го менять. Не пото­му, что они кон­трол фри­ки, а пото­му что им необ­хо­ди­мо мини­маль­ное ощу­ще­ние кон­тро­ля над сво­ей жиз­нью. Важ­но так­же про­го­ва­ри­вать мла­ден­цу, что мы соби­ра­ем­ся с ним делать – слов он не пой­мет, но посте­пен­но у него воз­ник­нут ассо­ци­а­тив­ные свя­зи сло­ва с действием.

Я часто слы­шу от роди­те­лей «он не хочет спать». Речь, напри­мер, идет о вось­ми­ме­сяч­ном мла­ден­це. Он что, сам встал и ска­зал, что не хочет спать? Он лежит в кро­ва­ти и орет. Часто быва­ет, что ребе­нок пере­воз­бу­дил­ся — так это не пото­му, что он ЕЩЕ не хочет спать, а пото­му что он УЖЕ не хочет спать. Как это про­ис­хо­дит? Мы рож­да­ем­ся с незре­лым моз­го­вым аппа­ра­том, но после рож­де­ния он раз­ви­ва­ет­ся с кос­ми­че­ской ско­ро­стью — в него посту­па­ют тон­ны новой инфор­ма­ции. Вся инфор­ма­ция долж­на уло­жить­ся в моз­гу, каким-то обра­зом увя­зать­ся друг с дру­гом. Каж­дые сут­ки мозг мла­ден­ца выра­ба­ты­ва­ет поряд­ка 3 мил­ли­о­нов новых свя­зей. Его мозг рабо­та­ет очень интен­сив­но, и ему надо отды­хать. Отдых для моз­га — это сон. Но мозг не может сам пой­ти уло­жить себя спать, он не может, как бата­рей­ка, взять и сесть. Он зовет на помощь гор­мо­ны стрес­са, они помо­га­ют ему функ­ци­о­ни­ро­вать в этих усло­ви­ях. Он дает коман­ду щито­вид­ке: а ну, дай-ка мне адре­на­ли­на и кор­ти­зо­ла. Что­бы это про­изо­шло, ребен­ку нуж­но про­сто не заснуть вовре­мя – доста­точ­но 10 минут, полу­ча­са, часа (в зави­си­мо­сти от воз­рас­та и врож­ден­ной сте­пе­ни воз­бу­ди­мо­сти). И меха­низ­мы тор­мо­же­ния у детей пона­ча­лу не рабо­та­ют или рабо­та­ют очень пло­хо, поэто­му им нуж­на грудь, что­бы взя­ли на руч­ки, еще что-то внеш­нее, что­бы их ути­хо­ми­рить (сос­ка, коляс­ка, и т.д.). Все эти исте­ри­ки, невоз­мож­ность заснуть — это адреналин.

Сле­ди­те за днев­ным рационом

Этот пункт боль­ше каса­ет­ся мла­ден­цев. У мла­ден­цев часто быва­ет так, что в тече­ние дня они недо­еда­ют. В рай­оне 6–7 меся­цев насту­па­ет пери­од, когда есть ста­но­вит­ся скуч­но – то дети висе­ли на гру­ди по сорок минут и не отце­пишь, а тут 5 минут поели и завер­те­ли голо­вой. В этом воз­расте про­ис­хо­дит оче­ред­ной ска­чок раз­ви­тия, они видят гораз­до боль­ше вещей, у них появ­ля­ют­ся новые воз­мож­но­сти для иссле­до­ва­ния, позна­ния мира. Это пере­си­ли­ва­ет потреб­ность в еде. Замо­рил чер­вяч­ка и пошел иссле­до­вать даль­ше. Полу­ча­ет­ся, что они днем недо­еда­ют, а ночью про­сы­па­ют­ся каж­дый час, что­бы поесть.

Днев­ной сон дол­жен быть полноценным

Быва­ет, что днем дети недо­сы­па­ют, у них накап­ли­ва­ет­ся уста­лость, и к вече­ру они слиш­ком воз­буж­де­ны. Неко­то­рые роди­те­ли оши­боч­но пред­по­ла­га­ют, что если не дать слиш­ком мно­го спать днем, то ноч­ной сон улуч­шит­ся. Но в резуль­та­те из-за повы­шен­но­го уров­ня гор­мо­нов стрес­са в кро­ви не толь­ко заснуть тяже­ло, но и сон полу­ча­ет­ся нека­че­ствен­ный, менее глу­бо­кий, поверх­ност­ный. Из тако­го сна лег­ко проснуть­ся. И неко­то­рые про­сы­па­ют­ся каж­дые 10–15 минут.

Давай­те детям уста­вать физически

Есть мла­ден­цы, кото­рых столь­ко тас­ка­ют на руках, что в резуль­та­те они недо­ста­точ­но уста­ют физи­че­ски. Это может стать триг­ге­ром для поверх­ност­но­го сна. Мозг дол­жен быть не пере­утом­лен, но тело долж­но быть устав­шим. Перед сном посте­пен­но замед­ля­ем темп, заглу­ша­ем свет, зара­нее к нему готовимся.

Про­во­ди­те вре­мя с детьми качественно

Мама с папой при­хо­дят с рабо­ты вече­ром, ребе­нок к ним бро­са­ет­ся, пере­воз­буж­да­ет­ся, а даль­ше понят­но – уло­жить его невоз­мож­но. Спать-то он хочет вне зави­си­мо­сти от это­го. Моз­гу нуж­но спать, а ребе­нок хочет тусо­вать­ся с роди­те­ля­ми. Или еще быва­ет так: ребен­ка кла­дут вовре­мя, а ночью он про­сы­па­ет­ся и тре­бу­ет маму или папу. Так он ком­пен­си­ру­ет отсут­ствие роди­те­лей днем.

Один из самых дей­ствен­ных спо­со­бов удо­вле­тво­рить потреб­но­сти ребен­ка в том слу­чае, если мы все вынуж­де­ны рабо­тать — это выде­лять ему на посто­ян­ной осно­ве quality time (вре­мя нет­то, про­ве­ден­ное с ребен­ком, без парал­лель­ных заня­тий чем-то еще, вклю­чая мобиль­ник). И тут дело не коли­че­стве, а в каче­стве это­го про­ве­ден­но­го вме­сте вре­ме­ни. Это может быть и 10 минут, про кото­рые он будет все­гда знать, что перед тем, как он идет в ван­ну, у него есть вре­мя с мамой или с папой, или с обо­и­ми. Это его лич­ное вре­мя, он будет знать, что он все­гда может на него рас­счи­ты­вать, и ему не нуж­но с боем его отво­е­вы­вать. Ему не надо будет вести себя так, что­бы при­влечь вни­ма­ние. Важ­но, что­бы этот момент про­ис­хо­дил по ини­ци­а­ти­ве роди­те­ля – тогда ребе­нок видит, что роди­те­лям важ­но это вре­мя, про­ве­ден­ное с ним. Такие 10–15 минут в день могут изме­нить картину.

Быва­ет, что мамы с детьми про­во­дят круг­лые сут­ки (осо­бен­но с мла­ден­ца­ми), а у детей все рав­но дефи­цит вни­ма­ния. Пото­му что мама парал­лель­но живет сво­ей жиз­нью, она заки­ды­ва­ет стир­ку, долж­на что-то при­го­то­вить, а вот она в теле­фоне что-то смот­рит, с кем-то гово­рит. Нужен пузырь, кото­рый созда­ет роди­тель, в кото­ром есть толь­ко он и ребе­нок. Я счи­таю, что в такой ситу­а­ции роди­те­лям сто­ит попро­сить помо­щи в ухо­де за ребен­ком или взять няню на часть вре­ме­ни, а то полу­ча­ет­ся, что ребе­нок с вами посто­ян­но, при этом он дол­жен клян­чить ваше вни­ма­ние. Ино­гда луч­ше взять няню или отдать в сад, что­бы потом про­во­дить вме­сте час в день, но каче­ствен­но. И ребе­нок будет дово­лен, и у вас будет ресурс.

Сме­ни­те ассо­ци­а­цию на засы­па­ние

Начи­ная с 4 до 6 меся­цев ребе­нок уже созрел для того, что­бы само­му засы­пать (есть доста­точ­но гор­мо­на сна). Роди­те­ли не все­гда это зна­ют и про­дол­жа­ют его ука­чи­вать, усып­лять на гру­ди, с бутыл­кой, сос­кой, в коляс­ке, в машине. Так воз­ни­ка­ет ассо­ци­а­ция на засы­па­ние, зави­си­мость. Ребе­нок тоже не зна­ет, что уме­ет засы­пать само­сто­я­тель­но, пото­му что мы не даем ему шан­са об этом узнать. Он зна­ет: «я засы­паю толь­ко так, что­бы уснуть, мне нуж­на помощь».

Сон — это самое без­за­щит­ное состо­я­ние для чело­ве­ка. Для того, что­бы в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти чело­век мог защи­тить себя, сон делит­ся на эпи­зо­ды (у взрос­лых – 1,5–2 часа, у детей до 2–3 лет – 40–60 минут). Меж­ду эпи­зо­да­ми сна про­ис­хо­дит про­сы­па­ние, бук­валь­но на пару секунд. Мозг в это вре­мя нахо­дит­ся в режи­ме бодр­ство­ва­ния. Мы это даже не заме­ча­ем, пово­ра­чи­ва­ем­ся на дру­гой бок и начи­на­ем сле­ду­ю­щий эпи­зод. Но если ребе­нок не уме­ет засы­пать само­сто­я­тель­но, а тут во вре­мя это­го про­сы­па­ния какая-то поме­ха про­бу­ди­ла его окон­ча­тель­но, ему нуж­на помощь. А поме­шать ему может мас­са внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей, напри­мер, газик в живо­те, зуб болит, посто­рон­ний звук, холод­но, жар­ко, рука застря­ла меж­ду пру­тья­ми кро­ва­ти. Кро­ме того, его может раз­бу­дить сме­на обста­нов­ки. Пред­ставь­те, что вы усну­ли в сво­ей кро­ва­ти, а просну­лись на кухне на полу. Так и для ребен­ка, кото­рый уснул на гру­ди, а проснул­ся в кро­ва­ти. И тогда начи­на­ет­ся ноч­ной марафон.

Важ­но отме­тить, что суще­ству­ет метод, когда ребен­ка остав­ля­ют одно­го “про­орать­ся”. Я кате­го­ри­че­ски про­тив его при­ме­не­ния. Он рабо­та­ет непло­хо, но цена слиш­ком вели­ка – ребе­нок отча­и­ва­ет­ся полу­чить необ­хо­ди­мую ему помощь, и это может послу­жить при­чи­ной мно­гих пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем. При­учить к само­сто­я­тель­но­му засы­па­нию мож­но с помо­щью посте­пен­ной и поэтап­ной заме­ны ассо­ци­а­ции на менее зави­си­мую, в резуль­та­те чего ребе­нок засы­па­ет без посто­рон­ней помощи.

Учи­тесь ста­вить гра­ни­цы (для детей стар­ше года)

При­мер­но с года (или нача­ла само­сто­я­тель­ной ходь­бы) у ребен­ка про­ис­хо­дит огром­ный ска­чок и потреб­ность в само­сто­я­тель­но­сти. Я рас­ту, я взрос­лый, я сам хочу решать — начи­на­ет­ся борь­ба за власть с роди­те­ля­ми. Кто реша­ет, когда ребе­нок идет спать? Кто реша­ет, какой режим? Что вооб­ще реша­ет сам ребе­нок? Если ребе­нок не полу­ча­ет доста­точ­ной сво­бо­ды выбо­ра на свой воз­раст или полу­ча­ет слиш­ком боль­шую сво­бо­ду выбо­ра — резуль­тат один и тот же. Он не уве­рен в том, что мож­но и чего нель­зя. И тогда он начи­на­ет про­бо­вать про­ве­рять все — скан­да­лы в мага­зине, на пло­щад­ке, отку­да он не хочет ухо­дить. Это не наме­рен­ная мани­пу­ля­ция, а изу­че­ние ассо­ци­а­тив­ных свя­зей в жан­ре “я это не съел, и мама занерв­ни­ча­ла”. Это может про­ис­хо­дить вокруг еды, вокруг отправ­ле­ния есте­ствен­ных потреб­но­стей, когда мы хотим при­учить к горш­ку, и вокруг сна, пото­му что мы тоже хотим спать, и у нас тер­пе­ния мень­ше. Когда нас раз­бу­ди­ли ночью, мы хотим толь­ко одно­го – что­бы это поско­рее закон­чи­лось, и наши меха­низ­мы тор­мо­же­ния рабо­та­ют плохо.

Тут важ­но дать ребен­ку пра­во выбо­ра (там, где он может взять за него ответ­ствен­ность). Напри­мер, пра­во выбрать, какие шта­ны он наде­нет –крас­ные или синие. Выбор из двух блюд – мясо с рисом или с кар­тош­кой? С двух лет мож­но дать боль­ше выбо­ра: «Смот­ри, мы идем в душ, тебе надо помыть­ся. Это решаю я. Но ты можешь выбрать, как ты хочешь пой­ти в душ – что­бы нам было в кайф, и мы там поиг­ра­ли, или ты можешь пой­ти со сле­за­ми, но тогда мне при­дет­ся тебя тащить в воду, чего я бы совсем не хоте­ла. Что делать, нам нуж­но в душ. Что ты выби­ра­ешь?». Ребе­нок пони­ма­ет, что пове­де­ние тоже выби­ра­ет он, и ему не надо сво­им пове­де­ни­ем выди­рать у нас этот контроль.

То же самое с укла­ды­ва­ни­ем на ночь или ноч­ны­ми про­сы­па­ни­я­ми – если мы не уста­нав­ли­ва­ем в этом чет­кие гра­ни­цы, не про­го­ва­ри­ва­ем, как все будет про­ис­хо­дить, то ребе­нок начи­на­ет тянуть волын­ку: писать, какать, пить, забыл взять игруш­ку в кро­вать или сооб­щить нечто важ­ное. Если мы ведем­ся на такое пове­де­ние, укла­ды­ва­ние может занять и все три часа (реаль­ная циф­ра из практики).

Готовь­тесь к укла­ды­ва­нию заранее

Все долж­но про­ис­хо­дить так, как ска­за­ли роди­те­ли, пото­му что их сло­вам мож­но верить. Не в фор­ма­те «я ска­зал — ты сде­лал», нет. А рас­ска­зы­ва­ем ребен­ку, что сей­час про­изой­дет. «Сей­час мы посмот­рим муль­тик, потом поужи­на­ем, потом мы пой­дем в душ, потом будем читать и после сказ­ки ляжем спать. Если мы быст­рень­ко все это сде­ла­ем, то успе­ем про­чи­тать целых две сказ­ки». Так ребе­нок будет знать, чего ему ждать, он зна­ет, какой план. У него есть вре­мя к нему привыкнуть.

Тут крайне важ­но выпол­нять обе­щан­ный план дей­ствий. Если мы гово­рим, что сей­час пой­дем в душ, после чего усту­па­ем ребен­ку и сна­ча­ла чита­ем книж­ку, то он, не будучи уве­рен в вашем сло­ве, будет про­дол­жать про­бо­вать все боль­ше рас­тя­ги­вать эту границу.

И тут не надо сове­то­вать­ся с детьми, спра­ши­вая, когда они хотят лечь спать. Давать выбор нуж­но, напри­мер, такой: ты хочешь спать с миш­кой или с самолетиком?

Не пере­воз­буж­дай­те ребенка

Роди­тель при­шел с рабо­ты, очень соску­чил­ся, начи­на­ет под­ки­ды­вать ребен­ка, бегать с ним, “раз­гу­ли­вать” его перед сном. Это пло­хо ска­зы­ва­ет­ся на засы­па­нии и на сне, пото­му что актив­ные игры вече­ром повы­ша­ют адре­на­лин. Поста­рай­тесь играть в спо­кой­ные игры — стро­ить кон­струк­тор, соби­рать пазл, рисовать.

Заве­ди­те чет­кий риту­ал перед сном

Уход в сон — это сво­е­го рода рас­ста­ва­ние – с миром, с папой, с мамой, с собой. Любое рас­ста­ва­ние дает­ся ребен­ку тяже­ло. Риту­ал здесь очень важен. Это несколь­ко дей­ствий (в соот­вет­ствии с воз­рас­том ребен­ка), кото­рые про­ис­хо­дят в опре­де­лен­ном поряд­ке, после послед­не­го из кото­рых – толь­ко сон. Жела­тель­но, что­бы риту­ал вклю­чал в себя все “при­чи­ны” отло­жить момент засы­па­ния – туа­лет, попить, взять игруш­ку, почи­тать книж­ку. Так­же в это вре­мя детям нуж­но мно­го физи­че­ско­го кон­так­та, объ­я­тий, поце­лу­ев, самым послед­ним может быть какой-то ваш осо­бен­ный поце­луй­чик перед сном. Еще важ­но дать детям ощу­ще­ние того, что зав­тра обя­за­тель­но насту­пит: «Вот ты проснешь­ся, и мы попры­га­ем в сад на одной нож­ке», «ты проснешь­ся, и к нам при­дет Петя в гости», «ты проснешь­ся, мы поедем на рынок и при­го­то­вим обед». Если после все­го это­го ребе­нок про­дол­жа­ет вста­вать с кро­ва­ти, при­хо­дить к вам и про­сить еще чего-то, мы про­сто мол­ча отво­дим его за руку в кро­вать (о чем он тоже дол­жен быть пре­ду­пре­жден). Если мы будем после­до­ва­тель­ны в укла­ды­ва­нии и в наших реак­ци­ях на их про­сы­па­ния, то эти “гуля­ния” доволь­но быст­ро прекратятся.

В заклю­че­ние хочу дать общий совет – если вы чув­ству­е­те, что не справ­ля­е­тесь с нала­жи­ва­ни­ем нор­маль­но­го сна ребен­ка, а зна­чит и всей семьи, обра­щай­тесь за про­фес­си­о­наль­ной помо­щью. До трех лет у детей раз­ви­ва­ет­ся до 80% объ­е­ма голов­но­го моз­га, и накоп­лен­ный до это­го воз­рас­та недо­сып может ока­зать пагуб­ное вли­я­ние на раз­ви­тие (и когни­тив­ное, и эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское) и спро­во­ци­ро­вать мно­гие про­бле­мы в будущем. 

Ноч­ной страх и дет­ская бессонница

Мно­гие дети стра­да­ют ноч­ны­ми стра­ха­ми. В тече­ние этих эпи­зо­дов они рез­ко вска­ки­ва­ют с кро­ва­ти, начи­на­ют пла­кать и кри­чать, пани­куя и нерв­ни­чая. При кош­ма­рах же про­ис­хо­дит обрат­ное, так как в этом слу­чае спя­щие не про­сы­па­ют­ся так быст­ро несмот­ря на то, что их пыта­ют­ся раз­бу­дить и выве­сти из тран­са. Если в кон­це кон­цов они про­сы­па­ют­ся, то нахо­дят­ся в поте­рян­ном состо­я­нии и дез­ори­ен­ти­ро­ва­ны, не пом­ня, что произошло.

Если ребё­нок стра­да­ет ноч­ны­ми стра­ха­ми, это не озна­ча­ет, что у него умствен­ные или пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы. Это может быть свя­за­но с уста­ло­стью или эмо­ци­о­наль­ным напря­же­ни­ем, а так­же с недав­ни­ми ситу­а­ци­я­ми, трав­ми­ро­вав­ши­ми ребён­ка, напри­мер, поте­ря чле­на семьи или близ­ко­го. Кро­ме того, могут вли­ять гене­ти­че­ские и наслед­ствен­ные факторы.

При ноч­ных стра­хах необ­хо­ди­мо наблю­дать за ребён­ком. Важ­но обра­щать вни­ма­ние на то, как ведёт себя ребё­нок, проснув­шись. Если вы заме­ти­те какие-либо про­бле­мы, поста­рай­тесь спра­вить­ся с ними само­сто­я­тель­но или обра­тить­ся к специалисту.

Суще­ству­ют раз­лич­ные тех­ни­ки, напри­мер, релак­са­ции, кото­рые могут помочь ребё­но­ку спра­вить­ся с тре­вож­ны­ми снами.

Бес­сон­ни­ца у гипе­р­ак­тив­ных детей

Меж­ду про­бле­ма­ми со сном у детей и СДВГ суще­ству­ет дву­сто­рон­няя связь. Пси­хо­па­то­ло­гия СДВГ и регу­ля­ция цик­ла сна-бодр­ство­ва­ния свя­за­ны с одни­ми и теми же ней­ро­био­ло­ги­че­ски­ми меха­низ­ма­ми: струк­тур­ным дефи­ци­том в пре­фрон­таль­ной части моз­га, кото­рая явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской обла­стью моз­га, кон­тро­ли­ру­ю­щей вни­ма­ние и регу­ли­ру­ю­щей сон.

Нару­ше­ния сна очень рас­про­стра­не­ны у гипе­р­ак­тив­ных детей. У детей с СДВГ очень часто сон про­те­ка­ет неста­биль­но, у них име­ют­ся про­бле­мы с засы­па­ни­ем, они про­сы­па­ют­ся ночью и часто шеве­лят нога­ми, либо про­из­во­дят рез­кие дви­же­ния во вре­мя сна. Это меша­ет моз­гу малы­ша пра­виль­но восстанавливаться.

Бес­сон­ни­ца вызы­ва­ет у детей не уста­лость и сон­ли­вость, а труд­но­сти с фоку­си­ро­ва­ни­ем вни­ма­ния, про­бле­мы с кон­цен­тра­ци­ей, обу­че­ни­ем, кон­тро­лем импуль­сов, регу­ли­ро­ва­ни­ем эмо­ций, усво­е­ни­ем язы­ка, рабо­чей памя­тью и испол­ни­тель­ны­ми функ­ци­я­ми. Поэто­му без соот­вет­ству­ю­щей тера­пии бес­сон­ни­ца спо­соб­ству­ет раз­ви­тию СДВГ и наоборот.

Что почи­тать?

Крейг Кана­па­ри «Нико­гда не позд­но научить ребён­ка засы­пать»
Кни­га — насто­я­щий клад для роди­те­лей, у кото­рых мысль о под­го­тов­ке малы­ша ко сну вызы­ва­ет ужас, пото­му что ни один метод не рабо­та­ет, и в резуль­та­те они чув­ству­ют себя самы­ми недо­сы­па­ю­щи­ми людь­ми на све­те. Автор рас­ска­жет не толь­ко как каче­ствен­но уло­жить чадо спать, но и как решить соб­ствен­ные про­бле­мы со сном.

Изда­тель­ство Clever «Пижам­ные исто­рии: засы­пай, малыш»
Пре­крас­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние для мамы, папы и ребён­ка перед сном — это чте­ние ска­зок. Эта книж­ка рас­ска­зы­ва­ет самые “сон­ные” исто­рии для малень­ких детей. Как побо­рол свой страх тем­но­ты кроль­чо­нок и поче­му так любит спать маль­чик Реми — всё это вы най­дё­те на цвет­ных стра­нич­ках пижам­ных историй.

Видео о том, как уло­жить ребен­ка спать

Источ­ни­ки:

https://​yandex​.ru/​t​u​r​b​o​/​p​s​y​s​o​n​.​r​u​/​s​/​r​e​b​e​n​o​k​-​n​e​-​c​p​i​t​/​b​e​s​s​o​n​n​i​c​a​-​u​-​r​e​b​e​n​k​a​.​h​tml

https://​zdorovyemalisha​.ru/​p​s​y​h​o​l​o​g​i​y​a​/​r​e​b​e​n​o​k​-​n​e​-​m​o​z​h​e​t​-​u​s​n​u​t​-​n​o​c​h​y​u​.​h​tml

https://​moezdorovie​.ru/​b​l​o​g​/​a​r​t​i​c​l​e​s​/​k​a​k​-​p​o​m​o​c​h​-​z​a​s​n​u​t​-​m​a​l​y​s​h​u​-​l​u​c​h​s​h​i​e​-​s​r​e​d​s​t​v​a​-​d​l​y​a​-​z​a​s​y​p​a​n​i​ya/

https://​yandex​.ru/​t​u​r​b​o​/​h​r​a​p​l​e​s​s​.​r​u​/​s​/​a​l​l​/​r​e​b​e​n​o​k​-​n​e​-​m​o​z​e​t​-​z​a​s​n​u​t​-​v​e​c​e​r​o​m​-​p​e​r​e​v​o​z​b​u​z​d​e​n​-​c​t​o​-​d​e​l​a​t​-​p​o​c​e​m​u​-​e​t​o​-​p​r​o​i​s​h​o​d​i​t​.​h​tml

https://​kidteam​.ru/​p​o​c​h​e​m​u​-​r​e​b​e​n​o​k​-​n​e​-​m​o​z​h​e​t​-​u​s​n​u​t​.​h​tml

https://​chips​-journal​.ru/​r​e​v​i​e​w​s​/​k​a​k​-​u​l​o​z​i​t​-​r​e​b​e​n​k​a​-​s​p​a​t​-​b​e​z​-​m​u​c​e​n​i​j​-​1​1​-​s​o​v​e​t​o​v​-​o​t​-​k​o​n​s​u​l​-​t​a​n​t​a​-​p​o​-​snu

https://​www​.cognifit​.com/​r​u​/​i​n​s​o​m​n​i​a​-​i​n​-​c​h​i​l​d​ren

https://​wbkids​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​/​p​s​i​h​o​l​o​g​i​c​h​e​s​k​i​y​-​p​r​a​k​t​i​k​u​m​-​m​o​y​-​r​e​b​e​n​o​k​-​n​e​-​m​o​z​h​e​t​-​u​s​nut

Понравилась статья?

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on pinterest
Share on vk
Share on odnoklassniki

Рекомендуем прочитать

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x